Каждый человек, и взрослый, и ребенок, обладает определенным набором высших психических функций - память, внимание, восприятие, речь, чтение, счет, письмо, пространственные представления, мышление, и т.д. Причем эти функции не даны ему изначально: их развитие происходит с возрастом постепенно, по индивидуальной программе.
Каждая из этих функций связана с работой определенных областей головного мозга. А изучением психических функций и их взаимосвязей с конкретными участками мозга как раз и занимается нейропсихология, поскольку в её основе лежит простая идея о том, что все присущие человеку психические функции (а это и память, и внимание, и движение, и многие другие) реализуются соответствующими отделами и системами головного мозга.
Давайте представим человеческий мозг в виде дома. Основными составляющими дома будут фундамент, стены и крыша. Фундаментом мы назовем стволовые образования, отвечающие за активность, работоспособность коры головного мозга. Стены дома – подкорка. В ней расположены образования, отвечающие за координацию движений, анализ и синтез всей поступающей в мозг информации и частично за эмоции. Крыша – это кора головного мозга, она порождает высшие формы психической деятельности человека. Это человеческое сознание, мышление, контроль и управление поведением.
Как дом строится снизу вверх (от фундамента к крыше), так и мозг человека развивается от стволовых и подкорковых образований к коре. Каждая структура мозга созревает в определенное время и при определенных условиях.
Известно, что в развивающемся детском мозге не все его структуры и области созревают одновременно – одни из них созревают раньше, другие – позже, и поэтому по-разному и в разное время будут развиваться те или другие психические функции (память, внимание, речь и пр.), формирование которых зависит от созревания определенных зон мозга. В нейропсихологии известны определенные сроки формирования и развития тех психических функций, в основе которых лежат те или иные области мозга, - это и есть понятие «нормы».
Нетрудно представить, что может произойти, если, к примеру, некачественный фундамент: рано или поздно он даст трещину. Из-за нее постепенно поведет стены, а с неровных стен «поедет» крыша. Для окружающих видимый дефект – крыша, ее и будут чинить. В этом заключается традиционный подход к коррекции, выражаемый принципом «симптом – мишень». Но сколько ни ремонтируй крышу, она будет «съезжать», пока не исправят фундамент и стены.
Например, ребёнку плохо даётся письмо (симптом), и тогда при традиционном подходе к коррекции мишенью воздействия тоже становится письмо. От ребёнка требуют все больше и больше писать: упражнения, репетиторы... В итоге мы видим: у ребенка - слезы, у мамы - истерика, а эффекта нет, либо он совсем маленький. И уже доходит до того, что у ребенка вообще пропадает всякое желание учиться. Но письмо – это сложный процесс, в осуществлении которого участвуют множество совместно работающих зон мозга. Проблема может быть связана, например, с неправильным функционированием затылочных отделов коры, которые отвечают за переработку зрительной информации, и сколько бы ни старался ребёнок писать правильно, толку почти не будет. Для исправления ситуации понадобится выполнение специальных упражнений, направленных на развитие именно этих зон мозга, и эти упражнения не связаны непосредственно с письмом. А может случиться, что «слабым звеном», не позволяющим ребенку грамотно писать, окажутся височные, теменные или лобные нейронные структуры, которые требуют для нормализации своей работы совсем другого подхода и иного комплекса упражнений.
Как определить, какие именно отделы мозга работают не совсем правильно? Ответить на этот вопрос поможет нейропсихолог.
В отличие от других специалистов, нейропсихолог работает не с конкретными проявлениями способностей к чтению, письму или завязыванию шнурков, а с самыми элементарными звеньями психических функций, «кирпичиками», из которых строятся психические способности человека, например, зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, контроль движений. Успех такого подхода во многом зависит от того, насколько точно будут определены слабые звенья системы когнитивных (познавательных) функций на начальном этапе и насколько точно будут сформулированы задачи и содержание занятий. А это уже задача для нейропсихологической диагностики.
С помощью системы специально разработанных диагностических тестов нейропсихолог проведет подробное обследование ребенка, в результате которого станет понятно, какие именно мозговые структуры функционируют оптимально, а какие нуждаются в особом внимании. После того, как будут выявлены проблемные зоны, можно будет «прицельно» подобрать индивидуальную программу коррекционных и развивающих упражнений.
Практически любое нервное или психическое заболевание определяет необходимость проведения нейропсихологического обследования: осложненные беременность и роды, перенесенные черепно-мозговые травмы, судороги, нейроинфекции и другие нарушения нервной системы, могут стать причиной расстройства мозговой деятельности и «заработать» такие «знакомые» диагнозы, как СДВГ, эпилепсия, аутизм.
Нейропсихологическая диагностика применяется при психических (шизофрения, эмоционально-аффективная патология) и психосоматических (аллергии, заболевания ЖКТ, бронхиальная астма, дерматиты, «частые» простуды и др.) заболеваниях.
Нейропсихологические методы диагностики и коррекции доказали свою эффективность и в работе с одарёнными детьми. Очень часто юные гении демонстрируют потрясающие успехи в какой-то одной области, но отстают от сверстников в других: незрелость или недостаточность какой-либо психической функции могут значительно затруднить, а иногда, сделать невозможным успешное обучение в школе даже у детей с высоким интеллектом.
А нейропсихологическая диагностика готовности к школе поможет избежать многих проблем в учебной деятельности: ранее выявление потенциальных трудностей даст родителям время, чтобы вовремя скорректировать недостатки в развитии мозга и нервной системы ребенка.
Но, безусловно, основной сферой «применения» нейропсихологической диагностики является выявление причин трудностей в обучении и сложностей в поведении ребенка. Уважаемые родители, знайте: успешное обучение в школе возможно только при определенном уровне развития высших психических функций и зрелости мозговых структур, что наблюдается далеко не у каждого ребенка. Особого внимания при этом требуют дети – левши и дети, у которых ранее выявлялась задержка психического и (или) речевого развития.
Знание законов психического развития позволяет нейропсихологу, с одной стороны, делать достаточно достоверные прогнозы того, с какими трудностями столкнется ребенок и его родители при имеющемся темпе и направлении развития. С другой стороны - предотвращать возникновение новых проблем, заранее корректировать и стимулировать «нужные» психические процессы, готовить развивающийся детский мозг к усвоению новой информации и овладению новыми, оптимальными способами взаимодействия с окружающим миром.
На сегодняшний день возможно оказывать направленное воздействие на психическое развитие ребенка, стимулировать развитие необходимых способностей, необходимых для усвоения новой информации. И такие возможности дает нейропсихологическая коррекция.
Нейропсихологическая диагностика
Нейропсихологическая коррекция
Мозжечковая стимуляция (Balametrics)
Взрослая нейропсихология