Ваш ребенок «слишком подвижный» или «очень медлительный»; не хочет учить уроки и вообще ходить в школу, а учителя называют его «умным, но рассеянным»; на его поведение часто жалуются близкие или педагоги; Вас он «доводит» своей неорганизованностью, «излишней» активностью и невнимательностью к тому, что Вы говорите или просите сделать; ребенок «совершенно не помнит, что ему было сказано пять минут назад» и «все пропускает мимо ушей» и далее, далее, далее… Знакомо?
Плохое поведение, низкая успеваемость, вялость и быстрая утомляемость, энурез, тики и гиперкинезы, постоянные конфликты, плохая память и рассеянность, низкий иммунитет и соматические заболевания, раздраженность и агрессивность, проблемы с речью… - это всего лишь некоторые из основных проблем, которые встречаются у детей дошкольного и школьного возраста. С возрастом эти проблемы имеют тенденцию «перерастать» в более серьезные, которые в дальнейшем сказываются на физическом самочувствии и эмоциональном состоянии, карьере и личной жизни.
Кроме того, на сегодняшний день около 85% детей рождается с родовой травмой. У них констатируют дефицитарное состояние наиболее рано созревающих структур мозга. Это значит, что все этапы их развития, начиная с внутриутробного, искажаются. Сегодняшнее психическое и соматическое здоровье детей катастрофично. Наблюдается парадокс: в медицинской карте состояние ребенка оценивают как соответствующее норме, а ребёнок с трудом обучается и конфликтует с окружающими.
Специалисты, работающие с детьми — врачи, клинические психологи, психологи, логопеды, дефектологи констатируют тот факт, что на сегодняшний день у многих детей наблюдается снижение иммунитета, эпи-готовность, гиперактивность, повышенная агрессивность, дефицит внимания, трудности самоконтроля. Значительно возросло количество леворуких детей. При этом специалисты (в частности, логопеды) говорят о том, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали давать результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции (слабо автоматизируются звуки, коррекция речевых нарушений требует значительных временных ресурсов и не приносит желаемого результата и т.д.)
И здесь помочь разобраться в том, что же происходит с Вашим ребенком, может нейропсихолог.
Нейропсихология детского возраста — наука о формировании мозговой организации психических процессов в онтогенезе. Эта наука возникла на пересечении детской психоневрологии, детской психологии и возрастной психофизиологии. Детская нейропсихология занимается изучением закономерностей развития психических функций в норме и отвечающих за них отделов головного мозга.
Вообще, нейропсихология - раздел психологии, изучающий мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, моторики, мышления, эмоционального реагирования. Проще говоря, каким образом наш мозг принимает решения, пишет, читает, решает задачи и многое другое.
Сразу оговоримся: нейропсихология – это не дефектология. Дефектология подразумевает работу с детьми, у которых в наличии физический и (или) психический недостаток. И работа строится на (грубо говоря) «натаскивании» ребёнка на определенное знание (таким образом происходит коррекция психической функции), на социальную адаптацию, на навыки самообслуживания, то есть мы вкладываем в голову конечное знание. Нейропсихология же дает способ постигать новое.
В поле зрения детского нейропсихолога попадают как здоровые дети, чьи индивидуальные особенности не позволяют максимально эффективно усваивать новую информацию или реализовывать свои способности, так и детки, имеющие различные проблемы со здоровьем. Наиболее эффективной помощь нейропсихолога оказывается в тех случаях, когда ребёнок испытывает трудности в подготовке и адаптации к школьному обучению, имеет такие нарушения, как задержка психического развития (ЗПР) и отставание в речевом развитии (ОНР), а также при работе с неуспевающими учениками.
Нейропсихолог - это специалист, который строит свою работу на основе изучения связи психических процессов с определенными структурами (системами) головного мозга. В настоящее время у значительного количества детей наблюдается функциональная незрелость структур головного мозга (например, недостаточно «работают» отделы мозговой коры, отвечающие за переработку информации - слуховой, зрительной, речедвигательной и двигательной). А в нейропсихологии существуют приемы, которые способны ускорить созревание различных отделов мозга.
Консультация нейропсихолога помогает выявить причины отставания или неравномерности развития ребёнка с помощью тестовых заданий, показывающих степень зрелости и уровень взаимодействия различных отделов головного мозга. В отличие от логопеда или детского психолога общей практики, детский нейропсихолог строит коррекционные занятия, исходя из индивидуальных особенностей функционирования мозга ребёнка, что особенно важно в случае неравномерности или отставания в развитии психических функций.
Поэтому очень важно вовремя обратиться за консультацией к нейропсихологу. Особенно это касается детей со сложностями:
Более подробно, каким детям нужна консультация нейропсихолога читайте здесь.
Кроме того, получить консультацию нейропсихолога полезно детям за год-два до начала обучения в школе. Для чего? Дело в том, что в этот период уже можно спрогнозировать насколько успешно ребенок будет адаптироваться к обучению в школе, и при необходимости успеть вовремя скорректировать проблемы в развитии мозга и нервной системы ребенка, чтобы скомпенсировать имеющиеся трудности, поскольку для выработки новых навыков любому человеку нужно время.
Советуем почитать статью «Детская нейропсихология: технологии успеха».
нейропсихолог в ростове психолог в ростове нейропсихолог ростов-на-дону нейропсихолог ростов дефектолог ростов дефектолог в ростове логопед в ростове логопед ростов на дону нейропсихолог-дефектолог в ростове
Нейропсихологическая диагностика
Нейропсихологическая коррекция
Мозжечковая стимуляция (Balametrics)
Взрослая нейропсихология