За помощью к нейропсихологу и другим специалистам, работающим в области детской нейропсихологии, обращаются родители, чьи дети испытывают трудности в обучении, которые не поддаются улучшению, несмотря на все усилия, и имеют проблемы в поведении. Одними из самых частых жалоб являются проблемы с речью (дизартрия, алалия, дислексия и т.д.). В последнее время все чаще стали обращаться с проблемами детского заикания, тиков, эмоционально-неустойчивого поведения, не меньше родителей беспокоят страхи и повышенная тревожность у детей. Кроме того, родители обращаются за помощью к нейропсихологу в связи с сомнениями, готов ли ребёнок к школе. Этот список можно дополнить беспокойством по поводу состояния нервной системы — «плачет, вялый, плохо спит». А также — «часто болеет, боится темноты», и т.д. И все это, как правило, начинает проявляться и усугубляться при поступлении в детский сад или школу, хотя до тех пор, «все было нормально».
Консультация нейропсихолога будет полезна любому ребенку, и особенно в тех случаях, если наблюдались или до сих пор наблюдаются следующие сложности:
- нарушения течения беременности (например, токсикоз, угроза прерывания, отеки, анемия, мало- или многоводие),
- нарушения течения родов (роды до 39 или после 40 недели, вес ребенка менее 3000 гр, стимуляция родовой деятельности, стремительные или затяжные роды, кесарево сечение, обвитие пуповиной, асфиксия или гипоксия);
- раннее или позднее развитие ребенка до года;
- нарушение сроков прорезывания или смены зубов;
- ранний (до 5-ти лет) отказ от дневного сна, нарушение засыпания или беспокойный сон,
- гипо- или гипертонус;
- во время двигательного развития до одного года запаздывал или опережал нормативные показатели;
- мало ползал или не ползал совсем;
- ходил на цыпочках, поздно начал говорить и (или) ходить;
- имел травмы головы, получал общий наркоз;
- послеродовая желтуха, инфекционные заболевания, менингит. энцефалит;
- часто болел до 3-х лет (особенно до года), принимал антибиотики;
- нарушения речевого развития, нарушение звукопроизношения, длительные занятия с логопедом;
- общая моторная неловкость, неуклюжесть, недостаточность мелкой моторики;
- укачивание в транспорте, метеозависимость, нарушение равновесия и координации;
- быстрая утомляемость или возбудимость ребенка;
- тики, энурез, энкопрез;
- повышенная потливость рук и ног;
- частые «простуды», отиты и соматические заболевания (аллергия, дерматиты, бронхиальная астма, головные боли, проблемы желудочно-кишечного тракта),
- имеет в анамнезе такие диагнозы как ПЭП, ММД, СДВГ, ЗПР, ЗРР, ОНР, РДА (РАС), алалия, дизартрия и др.;
- острые страхи (кроме возрастных страхов),
- резкие перепады настроения, бурные эмоциональные реакции;
- сложности школьной адаптации, трудности в общении со сверстниками;
- трудности в обучении: чтение (дислексия), письмо (дисграфия, дизорфография), счетные операции (дискалькулия);
- плохой почерк («как курица лапой»), грязь в тетрадях;
- при письме вылезает за поля тетради, не может держаться в строке или клетке;
- при чтении «проглатывает» окончания, «угадывает» слова;
- пропускает, заменяет буквы и цифры, пишет их зеркально;
- имеет место обилие сочетательных движений, например, при рисовании происходит неосознаваемое перенапряжение множества «лишних» мышц (кусает губы, шевелит языком, поднимает плечи) и др.;
- пишет или рисует левой рукой;
- не сразу откликается и понимает обращенную к нему речь;
- имеет проблемы с памятью, запоминанием стихов, песен и другой информации;
- не может описать картинку, скопировать рисунок, пересказать рассказ;
- случаи «выпадения» из действительности («ребенок как будто Вас не слышит"); «глупые» ошибки «по невнимательности»,
- неровная учеба (то 5, то 2);
- уроки делаются до позднего вечера;
- трудности усвоения понятий «право-лево», «верх-низ», «за-перед» и т.д. (особенно после 6-ти лет),
- отвлекается, не слушает объяснения или инструкцию, не понимает ее;
- неусидчивость, невнимательность;
- неумение организовать свою деятельность, ребенок рассеян, не доводит дело до конца;
- медлительность, не успевает за темпом класса (группы);
- излишняя активность, импульсивность,
- вспыльчивость, раздражительность;
- склонность к риску, повышенный травматизм и т.д.
Большая часть перечисленных проблем связана с недостаточной сформированностью определенных зон головного мозга, и связанные с работой этих зон психические функции также оказываются развитыми не в полной мере. Нейропсихологическая диагностика дает возможность установить, с какими зонами мозга возникли проблемы, а нейропсихологическая коррекция помогает развить их и связанные с ними высшие психические функции.
А ещё с какими детьми работает нейропсихолог читайте здесь.