Нарушение счетных операций определяется терминами «акалькулия» и «дискалькулия». Однако, следует различать эти понятия, так как первое расстройство (акалькулия) является приобретенным (расстройства счета у больных с локальными поражениями мозга), тогда как второе (дискалькулия) обычно становится следствием нарушения развития определенных мозговых структур и проявляется невозможностью усваивать математические знания.
Акалькулия – утрата способности совершать арифметические действия, обусловленная поражением определенных отделов доминантного полушария головного мозга. При данном расстройстве больной не может решить элементарные математические задачи, складывать и вычитать числа, сравнивать их и т.д.
Дискалькулия – это специфическое расстройство развития, выражающееся в неспособности к изучению и пониманию арифметики, проявляющееся, как правило, в дошкольном и младшем школьном возрасте. О дискалькулии говорят в тех случаях, когда не имеют ввиду приобретенные нарушения счетных способностей. Данным термином обозначают нарушения в овладении счетными операциями у детей. При этом затруднения в овладении математикой могут возникнуть как у детей с сохранным психическим развитием, так и у детей с различными видами нарушений развития.
Большинство людей, страдающих акалькулией, как правило, владеют простым порядковым счетом, операцией пересчитывания и соотнесением предметных множеств, но они не понимают принципа разрядности, не оперируют обобщенными количествами. Основными нарушениями при акалькулии являются: распад понятия о числе, нарушения в понимании разрядного строения числа, значения арифметических знаков, «выпадение» числа из сложной системы десятичного счисления.
Дискалькулия у детей представляет собой специфическое, сложное и стойкое нарушение в овладении счетными операциями, которое отрицательно влияет на школьную адаптацию ребенка, формирование его личности.
Безусловно, овладение счетной деятельностью занимает особое значение в жизни ребенка: первоначальное усвоение счетных операций в дошкольном возрасте служит подготовкой к дальнейшему обучению математике в школе и, вместе с тем, оказывает многостороннее влияние на общее развитие детского мышления. При дискалькулии вырабатывается стойкое нарушение всей математической деятельности.
Частота встречаемости дискалькулий в школьной популяции составляет примерно 5%. При этом дискалькулия встречается одинаково часто как среди мальчиков, так и среди девочек.
К основным причинам возникновения дискалькулии относят органические повреждения головного мозга на ранних этапах онтогенеза и вторичное недоразвитие мозговых структур, формирующихся в постнатальном периоде. Кроме того, среди «факторов риска» по дискалькулии выделяются: недоношенность, токсикоз первой и второй половины беременности, асфиксия во время родов, нарушение питания, нарушение раннего психомоторного развития, перенесенные инфекции, хронические болезни, соматическая ослабленность детей.
Дискалькулия является довольно сложным расстройством, а ее симптомы не ограничиваются исключительно нарушениями счета. Это расстройство может быть как изолированным, так и входить в структуру других нарушений школьных навыков. У ребенка с дискалькулией могут также наблюдаться нарушения письменной речи: дислексия (нарушение способности читать) и дисграфия (неспособность овладеть навыком письма).
Дискалькулия чаще всего наблюдается в синдроме различных нарушений психического развития у детей:
Стоит отметить, что если дискалькулия не связана с общей задержкой умственного развития ребенка, она не является признаком низкого интеллекта. У детей с этой патологией могут наблюдаться выдающиеся способности в других областях, например, в искусстве. Однако, дети с дискалькулией нуждаются в специальном обучении, которое должно проводится по аналогии с обучением детей, которые страдают от общепризнанных дислексии и дисграфии. Профилактика, ранняя диагностика и коррекция нарушений счетных операций у детей имеет большое значение, так как успешное овладение счетом и счетными операциями является одним из необходимых условий школьной успеваемости и социальной адаптации, поскольку у взрослого уже человека могут возникнуть совершенно «не связанные» с арифметикой проблемы:
Обратитесь к специалисту, если у Вашего ребёнка возникли трудности:
Нейропсихологическая диагностика
Нейропсихологическая коррекция
Мозжечковая стимуляция (Balametrics)
Взрослая нейропсихология