Хорошенько расспросив родителей, которые приходят к нам на прием, как правило, выясняется, что у мам таких детей отмечались проблемы, связанные с протеканием беременности и родов, а у самих деток – нарушение двигательного (моторного) развития, что ребёнок мало ползал или не ползал совсем, поздно начал говорить и ходил на цыпочках, и в анамнезе у него – ПЭП, ММД, СДВГ, ЗПР, ЗПРР....
К слову, психическое развитие ребенка представляет собой сложный процесс, и нормальное психическое развитие имеет строго определенные этапы, которые ребенок должен пройти. Если же какой-то этап не будет пройден должным образом, то в дальнейшем развитие пойдет по искаженному типу.
Надо сказать, что если раньше психическая патология у детей до 3 лет составляла 8%, то сейчас - 17%. За последние 20 лет она выросла в 2 раза. Детские неврологи и психиатры утверждают, что в последние годы заметно возросли задержки психического развития. На сегодняшний день каждый третий ребенок до 3-3,5 лет не говорит или говорит единичные слова. На профессиональном языке это звучит как речевая (ЗРР) или психо-речевая (ЗПРР) задержка, а после 3,5 лет в карте появляется заключение невролога и логопеда «общее недоразвитие речи I уровня (ОНР I)». Кроме того, в последние годы отмечается рост числа детей с признаками ПЭП - перинатальной энцефалопатии. Перинатальные поражения центральной нервной системы объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в ранние сроки после рождения. Ведущее место в перинатальной патологии ЦНС занимают асфиксия и внутричерепная родовая травма, которые чаще всего поражают нервную систему развивающегося плода. В дальнейшем у ребёнка в медицинской карте могут появиться диагнозы: СПНРВ (синдром повышенной нервно–рефлекторной возбудимости), гипертензионный синдром (повышенное внутричерепное давление), ММД (минимальная мозговая дисфункция), СДВГ (синдром гиперактивности с дефицитом внимания).
Чем это грозит? В дальнейшем ребенок, который заговорил позже своих сверстников, все равно остается в группе риска. Возникают предпосылки к возникновению сложностей в усвоении языка, могут появляться речевые деформации слов (перестановка слогов, замена букв, неправильное использование множественного числа, падежных окончаний и др.). Если грамматический строй языка не усвоен в дошкольном возрасте, возникнут сложности с обучением, пониманием текстов, усвоением школьной программы, и, как следствие, с самооценкой и вообще желанием учиться.
Что касается, к примеру, ПЭП, то можно сказать, что в большинстве случаев такие дети по неврологическому статусу являются условно здоровыми и не получают необходимой помощи специалистов. В дальнейшем у ребёнка нарастают проблемы, вначале проявлявшиеся неявно: изменения в поведении, гиперактивность, отвлекаемость, речевые нарушения, недостаточность мелкой и крупной моторики, невротические реакции (нарушение сна, страхи, тики, энурез, энкопрез, заикание, повышенная тревожность), эмоциональная неустойчивость, трудности в общении со сверстниками и взрослыми.
В детском саду и дома с такими детьми ещё получается наладить взаимодействие, но в школе к ним предъявляются более серьезные требования, и тогда клубок проблем нарастает. Дети попадают в разряд неуспевающих, испытывают постоянный стресс из-за недовольства учителя и собственной неуспешности. И для их успешного обучения и адаптации в коллективе требуется помощь различных специалистов: психолога, нейропсихолога, логопеда, дефектолога, врачей, остеопата, массажиста…
И не стоит слушать знакомых, которые утверждают «ничего страшного, в 4 заговорит», не стоит слушать бабушек, рассказывающих, что «у нас это семейное: мама тоже поздно заговорила», а «папа тоже был двоечником» — ни речь, ни чтение, ни счет не передаются по наследству, это не физиология. Знайте, что 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения – 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то, вероятно, ее уже и не будет.
Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем больше возможностей будет у ребенка для правильного развития: в раннем возрасте мозг ребенка намного пластичней, и быстрее может усвоить все изменения и требования. Поэтому и ранняя коррекция будет существенно эффективней.
Нейропсихологическая диагностика и коррекция может проводиться с детьми в возрасте с 3-4 лет (и даже с более раннего возраста в пассивном варианте). Наибольший эффект достигается при раннем начале работы (до 9-10 лет), которая охватывает сензитивные периоды развития различных зон мозга. В дальнейшем пластичность мозга уменьшается, и положительные результаты занятий менее выражены, требуется значительно большее включение психологических методов для мотивации и, как правило, дополняющей серии психотерапевтических встреч для снятия устойчивых негативных состояний и налаживания нормального реагирования всей системы.
Нейропсихологическая диагностика
Нейропсихологическая коррекция
Мозжечковая стимуляция (Balametrics)
Взрослая нейропсихология