Нейропсихологическое обследование проводится индивидуально.
По продолжительности нейропсихологическая диагностика занимает примерно 1 – 1,5 часа:
Нейропсихологическая диагностика представляет собой беседу специалиста с ребенком. В ходе беседы нейропсихолог может предложить ребёнку различные задания. Это несложные движения и рисунки, ответы на вопросы и другие задания, например: запомнить слова, скопировать рисунок, посчитать в уме, описать картинку, решить небольшие задачи, сложить фигуру и т.д. Психолог исследует зрительное, слуховое и тактильное восприятие; зрительную и слухоречевую память; фонематический слух, пространственные представления; координацию, мелкую моторику рук, интеллектуальные процессы; речь, основы саморегуляции.
Диагностика проводится, как правило, в присутствии родителей, чтобы они могли видеть, какие задания предлагает ребенку нейропсихолог и каким образом ребенок выполняет эти задания, какого рода ошибки допускает и как справляется с ними. Выполнение заданий ребенком нейропсихолог может комментировать, чтобы родители могли понять какими особенностями ребенка могут быть обусловлены имеющиеся у него трудности. Поэтому присутствие родителей крайне желательно.
Исключение составляют случаи, когда присутствие родителей затрудняет проведение обследования: как показывает практика, дети могут смотреть на родителей в ожидании подсказки, поддержки или одобрения, или могут бояться ошибиться и быть наказанными… В результате чего ребенок может начать нервничать, беспокоиться, или вообще замкнуться и перестать отвечать на вопросы, что дает недостоверную картину диагностики.
Да и сами родители зачастую стараются подсказать своему ребенку «правильный ответ», или вообще могут вмешиваться в процесс диагностики, «дублируя» инструкцию нейропсихолога для своего ребенка: «чтобы он понял, что от него хотят». Довольно часто родители делают замечания ребенку по поводу его «плохого» поведения и пытаются «привести в чувство» своего гиперактивного малыша, стараются пресечь попытки раскачиваться на стуле, и призывают вести себя «как надо» и не крутиться. И зря… ведь в ходе диагностики, помимо обследования психических функций, нейропсихолог оценивает и такие характеристики, как особенности вступления в контакт, умение следовать инструкции, степень понимания самой инструкции, особенности поведения и эмоционально-волевой сферы ребенка, наличие гипер- или гипотонуса, мышечных зажимов, синкинезий, тиков, утомляемости, сбоев дыхания, дизритмий…
Нейропсихологическое обследование — это длительный и сложный процесс, включающий в себя самые разные показатели — от наблюдения за вегетативными реакциями, двигательными и поведенческими проявлениями до тестирования конкретных психических функций.
Следует обратить внимание и на тот факт, что иногда провести диагностику за одно посещение бывает невозможно в силу ряда причин: у ребенка может возникнуть истощение, которое может нарастать в ходе обследования, или темп деятельности и работоспособность настолько снижены, что не предоставляется возможным проведение всех запланированных проб (тестов) в течение отведенного времени. В любом случае, в ходе диагностики только нейропсихолог принимает решение о продолжении, прекращении и переносе процедуры обследования.
По итогам обследования проводится консультация нейропсихолога с родителями, в ходе которой подробно объясняются результаты диагностики, даются рекомендации и намечается курс коррекционной или развивающей работы (нейропсихологической коррекции).
Нейропсихологическая диагностика
Нейропсихологическая коррекция
Мозжечковая стимуляция (Balametrics)
Взрослая нейропсихология