Для того, чтобы человек (и ребенок, и взрослый) мог мыслить и действовать, его мозг должен постоянно обрабатывать информацию о состоянии тела и состоянии окружающего пространства. Эта информация попадает в мозг с помощью органов чувств (сенсорных систем). Затем первичная обработка данной информации осуществляется базальными ганглиями, которые передают моторным зонам коры информацию, необходимую для планирования движений. Задача мозга — объединить и проанализировать эту информацию, отделяя важное от второстепенного. За это отвечает мозжечок.
Мозжечок, или «малый мозг»,– это отдел головного мозга, относящийся к заднему мозгу. Мозжечок состоит из древнего отдела - червя и филогенетически нового (т.е. эволюционно более позднего) – двух полушарий, охватывающих ствол головного мозга. В мозжечке человека находится огромное количество нервных клеток – нейронов (нервных клеток), чем во всех остальных отделах мозга (более 50%). Когда ребенок только-только родился, его мозжечок имеет массу всего 20г (около 5% от массы тела). Но за первые 5 месяцев жизни его масса вырастает в 3 раза, к 9 месяцам – уже в 4.
Почему же этот участок мозга растет так интенсивно? Дело в том, что в первые полтора-два года жизни идет активное сенсомоторное развитие: именно в это время маленький человечек учится дифференцировать и координировать движения. Далее мозжечок растет уже медленнее, и возрасте 15 лет перестает расти. Масса мозжечка у взрослого человека 120-150 г.
На протяжении многих лет ученые считали, что мозжечок регулирует исключительно равновесие, статику и координацию движений. Однако за последние десятилетия роль мозжечка пересмотрена: накоплен материал о связи патологии мозжечка с такими заболеваниями как аутизм, шизофрения, сенильная деменция... Многие исследователи теперь считают, что мозжечок - это ключ к обучению буквально всему. В том числе к нормальному интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию.
Оказывается, мозжечок связан со всем структурами нервной системы многочисленными проводящими путями: со стволом головного мозга, с корой больших полушарий мозга, таламусом и спинным мозгом.
Червь мозжечка отвечает за регуляцию эмоций и внимания, он связан с вестибулярными системами мозга, которые поддерживают равновесие и координацию движений. Полушария мозжечка активно участвуют в формировании двигательных навыков и развитии умственных способностей. Кроме того, существует «обратная связь» от мозжечка к лобным долям. Она помогает интегрировать сенсорное восприятие и движение, что позволяет связывать эмоциональные ответы, языковую способность, способность планировать свои действия. Ещё мозжечок играет очень важную роль в регулировании вегетативных функций организма человека.
Мозжечок - это самый быстродействующий в мозге механизм. Он быстро перерабатывает всю поступающую к нему информацию, на основе которой проводит коррекцию движений и поведения, и в целом определяет скорость работы всего мозга.
Поражения или нарушения мозжечка и базальных ганглиев приводят в первую очередь к нарушениям равновесия (у людей это проявляется головокружением, тошнотой и рвотой), а также являются причиной развития тремора; нарушений мышечного тонуса; проблем с координацией, плавностью и точностью движений. Могут возникать расстройства речи в виде скандированности, разорванности на слоги (так называемая мозжечковая дизартрия), расстановка ударений в словах больше ритмическая, нежели смысловая, произвольные движения и речь замедлены, теряется плавность движений рук и ног, происходят изменения почерка в виде мегалографии, глазодвигательные расстройства (нистагм).
Кроме того, это приводит к возникновению:
Что касается детей, то современные ученые считают, что именно функционирование мозжечка определяет успешность ребенка в обучении. Кроме того, в результате последних исследований обнаружилось, что у большинства детей с речевыми и поведенческими проблемами функции мозжечка и базальных ганглиев нарушены. Раньше педагоги не уделяли внимания мозжечку и его функциям. Ребенок неуклюжий, его укачивает в машине, он не любит мыть голову или не дает подстригать ногти и т.д. – долго считалось, что все это не имеет никакого отношения к речи и интеллектуальному развитию. Ученые установили, что у многих детей с нарушениями развития эта система работает неправильно. Поэтому дети тяжело усваивают навыки, не могут регулировать свое поведение, плохо говорят, с трудом учатся писать и читать.
Однако, функции мозжечка и базальных ганглиев можно тренировать. Этого мы достигаем с помощью мозжечковой стимуляции.
Как мы уже говорили, в основу программы мозжечковой стимуляции положены упражнения на балансировочной доске доктора Бильгоу. В процессе физических упражнений под руководством инструктора пациент (взрослый или ребенок) учится осознавать границы своего тела и управлять своими движениями. Благодаря данной методике, улучшается координация, нормализуется мышечный тонус, восстанавливается плавность и точность движений.
Важный элемент занятия — переход от выполнения упражнений на основе подражания или физической помощи к выполнению упражнений по словесной инструкции. Во время занятий у ребенка развивается (а у взрослых пациентов – восстанавливается) моторное планирование — способность продумывать последовательность своих действий. Это необходимо для освоения любых новых навыков.
Поэтому занятия по мозжечковой стимуляции рекомендуются:
Нейропсихологическая диагностика
Нейропсихологическая коррекция
Мозжечковая стимуляция (Balametrics)
Взрослая нейропсихология